AVANTIS
«Авантис» – это российская торговая марка, зарегистрированная в 2009 году. С тех пор нашей неизменной аудиторией остаются мотолюбители и профи, для которых квадроциклы, мотоциклы, снегоходы и другая мототехника – это нечто большее, чем просто товар.
Россия
Москва
ул. Дорожная 3к6
+7 (495) 109-15-30 , 8-800-600-22-20
772606603276
Мопеды, скутеры ГСМ Акции Рассрочка
Наши контакты

доступны для связи в мессенджерах
WhatsApр и Telegram

Техника
Запчасти и Сервис
Обратный звонок
Назад
53k 4 минуты 09.08.2022
53k 4 минуты 09.08.2022

Что такое «эндуро» простыми словами: история дисциплины

Перевозка квадроцикла
Показать содержание статьи
Содержание

Эндуро (фр. l'endurance, «выносливость») — это разновидность мотогонок и в принципе езды по бездорожью, характеризующиеся обилием сложных препятствий и чередованием различных типов грунта (песок, камни, грязь и так далее). И если сейчас к эндуро можно отнести даже лайтовые покатушки по пересечёнке в выходной, то на заре ХХ века такие заезды длились не менее 5-6 часов.

Однако обо всём по порядку. В сегодняшней статье — что такое эндуро, как оно менялось на протяжении своей истории и как выглядит сейчас.

Где зародилось эндуро-движение и состоялись первые внедорожные соревнования: краткая историческая сводка.

Если говорить в глобальном смысле, то езда по бездорожью в режиме приключений появилась практически одновременно с созданием мотоциклов как вида техники. Первый Daimler Reitwagen был запатентован в 1885 году, в 1894 начали выпуск Hildebrand & Wolfmüller, а вместе с ними двухколёсные «автомобили для верховой езды» начали производить по всему миру. Лидерами отрасли практически сразу стали французские и английские инженеры, которые сделали новый вид техники надёжным и достаточно бюджетным для массового потребителя. Тут-то всё и началось.

fgyjmlXri94.jpg

Первые внедорожные соревнования в истории:

Массовые активности на оффроуде не заставили себя долго ждать: в начале прошлого века были организованы заезды под названием «Scrambles». Владельцы мотоциклов фактически сделали кальку со любительских автомобильных гонок, где нужно было преодолеть трассу на скорость. Так как трек (если его так можно назвать) готовился силами участников, это чаще всего было расчищенная сельская дорога или участок на поле, где покрышками обозначалось направление. Маршрут нередко размывало дождями, поэтому преодоление трассы требовало от райдеров не только навыков вождения, но и выносливости — как раз тот самый элемент l'endurance, который и лежит в основе направления эндуро.

Затем, в 1913 году, в городе Карлайл (Англия) состоялась масштабная гонка на выносливость под названием International Six Day Trial. В заездах приняли участие самые разные виды транспорта: и автомобили, и веломобили, и мотоциклы (в том числе с колясками). Организацией занимались на самом высоком уровне, а регламенты для соревнований были прописаны экспертами FICM (Международной ассоциации мотоциклистов, которая была основана в декабре 1904 года). В общем, работа по подготовке была проделана колоссальная, мероприятие произвело фурор, а по результатам заездов было принято решение сделать их ежегодными. Собственно, с тех пор (за исключением периодов Первой и Второй мировых войн) оно является регулярным — и с 1981 известно под названием International Six Days Enduro.

fLcvcVriX-8.jpg

Военное время, перерыв в гонках и внезапный рост популярности эндуро-мотоциклов.

А потом грянула Первая Мировая Война, и мотоциклы стали главным средством для оперативной доставки новостей из точки А в точку Б. Очевидно, что скоростных хайвеев и ровного асфальта театры войны не предлагали: гонцам приходилось кататься по весьма сложному рельефу. И вот, когда был подписан Версальский договор, а все вернулись к мирной жизни, люди стали массово пересаживаться на мотоциклы. Причин для этого было несколько:

— Мотоциклы были простые и легко чинились;

— Мотоциклы потребляли меньше топлива, чем автомобили.

Но самое главное заключалось в том, что на мотоциклах было проще передвигаться вне обустроенных дорог — и это по достоинству оценили те, кто жил в сельской местности. Езда по бездорожью, изначально вызванная банальной необходимостью, на деле оказалась весьма увлекательным занятием, поэтому люди начали активно кататься не только по бытовым делам, но и в своё удовольствие.

Занимательный факт: одним из первых эндуристов в истории России по факту является Николай II. В его биографии неоднократно отмечено, что в числе любимых развлечений царя были разудалые мотопрохваты по местным лесам и полям, которым он посвящал изрядную долю своего досуга.

Практически полностью ситуация повторилась во время Второй Мировой Войны — с тем отличием, что к тому времени многие компании начали целенаправленно выпускать армейские мотоциклы, в том числе и с заделом под бездорожье. Люди, которые в военное время распробовали преимущества мотоциклов, начали собираться в компании по интересам и организовывать совместный досуг. Именно тогда появились первые предпосылки к появлению байкерского движения (но об этом в другой раз), а также вновь начали проводиться заезды на мотоциклах по пересечённой местности.

I9lgLE9KZBM.jpg

Эндуро с середины прошлого века и до наших дней:

Первыми крупными внедорожными соревнованиями после Второй Мировой Войны стала серия Baja 1000, стартовавшая в 1962 году и проводящаяся до сих пор под названием The FIM Bajas World Cup. Чуть раньше, в 1956 году, в СССР ввели новую дисциплину под названием «мотомногоборье», лучшие спортсмены от которого, кстати, впоследствии гоняли на шестидневку от FIM и привозили оттуда золотые медали.

Однако именно официальной спортивной дисциплиной эндуро было признано только в 1967 году. Тогда же вышеупомянутый International Six Days получил статус Чемпионата Мира, а в 1981 году слово Trial в названии заменили на Enduro. В 1968 году был организован Чемпионат Европы по Эндуро (FIM European Enduro Championship)

По мере популяризации нового вида спорта начало происходить разделение мотокросса и эндуро на самостоятельные направления, а у последнего стали появляться и суб-дисциплины: кросс-кантри, ралли-рейды, эндуро-кросс и так далее. В дальнейшем этот список пополнят хард-эндуро и эндуро-спринт.

На сегодняшний день самыми популярными эндуро-гонками являются:

— Red Bull Romaniacs;

— Hixpania Hard Enduro;

— Ukupacha Extreme Enduro;

— Red Bull Erzbergrodeo;

— Sea to Sky;

— Extreme XL Lagares;

— Novemberkåsan;

— Red Bull Minas Riders;

— AMA Tennessee Knockout;

— Roof of Africa;

— 24MX Alestrem.

И это только крупнейшие соревнования мирового уровня — не считая официальных Чемпионатов и Кубков разных стран, а также множества локальных гонок.

Правила участия в эндуро-гонках.

Регламенты для участия в эндуро-соревнованиях появились практически сразу. Например, в правилах проведения первого International Six Day Trial 1913 года были прописаны следующие требования:

«Мотоцикл определяется как транспортное средство, состоящее из рамы, двух колес и двигателя. Моторные транспортные средства с более чем двумя колесами и сухой массой менее 300 кг так же включены в термин «мотоцикл». Подразделения и классы, на которые FICM делит мотоциклы, следующие (далее — максимальный объем цилиндров, минимальная сухая масса):

Группа 1:

— 250см³: 40 кг;

— 350см³: 50 кг;

— 500см³: 60 кг;

— 750см³: 70 кг;

— 1000см³: 80 кг.

 

Группа 2 (мотоциклы с коляской):

— 350см³: 80 кг;

— 500см³: 100 кг;

— 750см³: 110 кг;

— 1000см³: 120 кг.

Все транспортные средства категории 2 должны быть оснащены сцеплением или другим аналогичным механизмом. Для каждого класса установлен минимальный диаметр шин».

Большинство первых соревнований по эндуро брали регламенты FIM за основу, постепенно изменяя их в соответствии со спецификой региона, концепцией проводимых заездов и элементарными особенностями трассы. Параллельно с этим сформировались и разные системы оценки гонщиков: где-то ключевым моментом стало время прохождения круга или маршрута, где-то — техника вождения.

абзац Отличительные элементы мотоциклов для эндуро..jpg

Отличительные элементы мотоциклов для эндуро.

Эндуро — это внедорожные спортивные мотоциклы, которые используются для гонок по пересеченной местности на время и выносливость. Они сконструированы таким образом, чтобы выдерживать экстремальные условия вроде резких перепадов высоты и частой смены грунта. Несмотря на то, что соревнования по эндуро могут проводиться на разных типах трасс и отличаться судейской системой, мотоциклы используются везде плюс-минус одинаковые. Их основные черты:

— Покрышки с ярко выраженным рельефом протектора и большими грунтозацепами;

— Спицованные колёса, переднее колесо всегда больше заднего;

— Энергоёмкая подвеска, рассчитанная на резкие приземления;

— Большая колёсная база;

— Высокая посадка;

— Широкий руль.

Если говорить об общей компоновке, то эндуро-мотоциклы делают достаточно узкими по сравнению с классическими дорожными моделями, что позволяет комфортно ездить на них в стойке на подножках. Также стоит выделить минимальное количество пластика, что снижает риск его повреждения при падении — из выступающих (и самых часто ломающихся) элементов можно отметить разве что крылья спереди и сзади. По сравнению с дорожными мотоциклами, пластик у эндуро (как и у кросса) более гибкий, что так же добавляет плюс в копилку общей прочности.

В зависимости от типа соревнований, регламенты могут предъявлять специфические требования к мотоциклу, ограничивая максимально допустимый объём двигателя, наличие какого-то оборудования и список возможных доработок в заводской конструкции. Для соревнований, подконтрольных FIM, ассоциация ежегодно обновляет список моделей мотоциклов, омологированных для участия в гонках — так что ты можешь хоть десять раз быть Грэмом Джарвисом, но если твоего мотоцикла нет в этом документе, то про участие в условном FIM EWC можно забыть.

Разновидности эндуро-соревнований.

Изначальным форматом эндуро были традиционные заезды по пересечённой местности на расстояние от 16 километров и больше, по мере прохождения которых гонщики отмечались на нескольких чек-пойнтах. По завершению заезда таймеры плюсовали, а приз получал тот, у кого вышел наименьший показатель по времени.

Затем начал набирать популярность кросс-кантри-эндуро (который тогда ещё в некоторых регионах называли Fox Chase по названию одноимённой английской забавы с охотой на лис). Здесь также была подготовленная трасса с препятствиями, однако основная задача гонщиков заключалась не в скоростном преодолении маршрута, а в накате наибольшего количества кругов за отведённое время.

Ну и, наконец, хард-эндуро с относительно молодым экстрим-эндуро — это квинтэссенция первозданного l'endurance, в котором максимально увеличены и сложность трассы, и время самой гонки, и строгость судейства. Это те самые заезды, которые могут продолжаться от одного до нескольких дней без остановки в самых непредсказуемых условиях. Почитайте наши отчёты о поездке Avantis Racing Team на Red Bull Romaniacs 2021: там про это всё рассказано предельно красочно.

В эндуро-соревнованиях есть несколько уровней сложности (они же — классы), которые в разных версиях гонок могут иметь свои собственные названия, однако их суть от этого не меняется:

— Gold: профессиональные гонщики и самые хардкорные трассы;

— Silver: райдеры с навыками выше среднего. Нередко едут по той же трассе, что и «Золото», но в объезд особо сложных участков;

— Bronze: опытные новички. Едут либо по отдельному маршруту, либо по максимально разгруженной трассе «Золота»;

— Iron: новички с относительно малым стажем участия в гонках.

Не так давно к «Железу» добавился ещё один уровень сложности под названием «Atom», к которому относят первопроходцев с практически отсутствующим (вообще или на уровне отдельно взятой гонки) опытом соревнований. Помимо этого, может использоваться классификация по возрасту, кубатурам и полу (мужские/женские заезды), а также разделение на командные и соло-заезды.

pXd64gPVRrQ.jpg

Эндуро, но не на бездорожье.

К классу эндуро с точки зрения концепции l'endurance, помимо внедорожных соревнований, можно отнести и легендарную гонку Isle of Man TT — это ежегодная гонка на выносливость, которая проводится аж с в 1907 году на острове Мэн в Ирландском море. Несмотря на то, что это дорожные соревнования, прочие аспекты здесь полностью соответствуют эндуро.

Гонщикам необходимо на максимальной скорости преодолеть несколько кругов по асфальту не самого лучшего качества с множеством крутых поворотов и резкими перепадами высоты. Длина одного круга составляет 60 км, общий накат за гонку достигает порядка 322 км, средняя скорость движения гонщиков колеблется в диапазоне 200-250 км/ч. И да, вместо покрышек и упругих заборов по краям трассы тут либо двухметровые каменные стены, либо обрывы, либо жилые дома — поэтому смертность на Isle of Man TT является самой высокой не только в трофи-рейдах, а в мотоспорте в принципе.

Да, официально соревнования носят статус Tourist Trophy. Однако, с учётом вышеперечисленных факторов, это история не про заезды на длинные расстояния и скорость, а про умение райдера в тандеме с мотоциклом преодолевать экстремальные нагрузки на протяжении нескольких часов. Так что да, эпично эндурить можно и по асфальту.

Итак, что же такое эндуро?

Выше мы рассказали об эндуро с точки зрения истории его возникновения, регламентов и технических требований к технике. Однако мы, как поклонники бездорожья, просто должны в заключение отметить то, что эндуро — это, в первую очередь, состояние души. Это именно то направление мотоциклизма, которое выбирают сердцем. Здесь нет блестящего хрома, пафосного спортивного пластика, однако есть полная свобода действий, запредельный адреналин и возможность почувствовать себя супергероем при преодолении особо сложного участка.

Прочем, вы и так это знаете, верно? Поэтому — увидимся на бездорожье!