Мотошлем является одним из основных элементов экипировки райдера — вне зависимости от того, идет речь о дорожной или внедорожной технике. Его наличие обязательно: и по своду правил ПДД, и по закону здравого смысла. Поэтому предлагаем сойтись на том, что шлем нужен обязательно, без оговорок про «я падать не собираюсь» и «да на питбайке он не нужен» — и перейти к практической части.
Не будем спорить: с некоторыми частями фуллэкипа действительно доступны альтернативные варианты. Например, для защиты корпуса можно купить полную моточерепаху, а можно приобрести панцирь и налокотники отдельно — либо вовсе подыскать подходящую куртку со встроенной защитой. Однако в случае со шлемом вариантов не предусмотрено — но при этом имеется широкий выбор моделей для разных целей.
Человека, впервые покупающего мотошлем, такое разнообразие выбора нередко сбивает с толку, потому что назначение той или иной модели не всегда очевидно. Чтобы помочь покупателям разобраться с данным вопросом и облегчить муки выбора, мы подготовили подробный разбор современного ассортимента мотошлемов.
В данной статье собрана следующая информация:
-
Устройство мотошлемов, конструктивные особенности и важные характеристики. Из чего состоит шлем, какие материалы используют при изготовлении, какие бывают дополнительные опции и как это может влиять на цену.
-
Разновидности моделей и их целевое назначение. Как характеристики, аэродинамика и вес определяют то, для чего создан шлем — и где эти качества проявятся лучше всего.
-
Сертификация мотошлемов. Что из себя представляет, какие регламенты приняты в мире, какие из них котируются в России.
-
Выбор и покупка мотошлема. Как определить размер по обхвату головы, как правильно снимать мерки и применять полученную информацию на практике.
-
Полезная информация для тех, кто впервые покупает мотошлем. К чему нужно быть готовым при покупке и на что обратить внимание.
Как устроен мотошлем
Вне зависимости от внешнего вида, изнутри практически все модели являются одинаковыми. Основными частями являются:
- Скорлупа. Это внешняя оболочка, которая принимает на себя первичный удар. Основными функциями является защита от скольжения и механических повреждений. Самыми распространенными материалами для изготовления скорлупы являются:
- Карбон. Представляет собой углеродное волокно, укрепленное эпоксидной смолой. Является самым легким из доступных на сегодняшний день материалов. Чаще всего используется для изготовления спортивных моделей, где основной упор делается на минимальный вес конструкции. Из-за сложности формовки и изготовления изделий, мотошлемы из карбона являются самыми дорогостоящими.
- Композитные материалы. Наиболее распространена комбинация карбона с кевларом. Такие шлемы максимально приближены по весу к спортивным моделям, но при этом менее сложны в производстве — поэтому более доступны по цене.
- Термопластик. Самый популярный материал для изготовления мотошлемов. Отличается хорошими защитными качествами и высокой прочностью, при этом легко формуются и не требует сложных технологических процессов. Шлем из термопластика имеет наиболее бюджетный прайс. Единственным недостатком таких моделей можно назвать относительно большой вес: в сравнении с карбоновыми и композитными вариантами они тяжелее в среднем на 200-300 грамм.
- Демпфирующий слой. Это своеобразная подкладка из вспененного материала толщиной в пару сантиметров. Его основная задача — рассеивать вибрации от удара, а также оберегать голову в случае нарушения целостности скорлупы.
- Мягкая подкладка. Это внутренняя обивка шлема, состоящая из трех (реже одной) частей. Обеспечивает комфорт райдера, отвод влаги и пота, а также плотность посадки.
- Застежка. Два ремешка, с помощью которых шлем фиксируется на голове райдера. В качестве запорного механизма доступны два решения: застежка типа «трещотка» и застежка типа «D-Ring».
В зависимости от целевого назначения модели, в конструкции могут быть предусмотрены следующие опции:
-
Регулируемая вентиляция;
-
Место для установки аудиогарнитуры (либо уже установленный комплект);
-
Подводка для гидратора или крепление под шланг поилки;
-
Дополнительный солнцезащитный визор;
-
Система экстренного снятия шлема.
Основные виды мотошлемов и их назначение
Модели принято разделять либо по формовке скорлупы, либо по целевому назначению. Рассмотрим оба варианта.
В классификации по внешнему виду мотошлемы бывают:
-
Открытые. Не имеют подбородочной дуги и закрывают только верхнюю часть головы;
-
Закрытые. Также известны как интегралы. Полностью закрывают голову райдера со всех сторон и имеют литую конструкцию;
-
Трансформеры. Также известны как модуляры. Чисто технически относятся к интегралам, но отличаются от них наличием шарнирного механизма, позволяющего поднимать подбородочную часть шлема вверх либо вовсе откидывать ее назад — тем самым превращая закрытый шлем в открытый.
Если же говорить о целевом назначении, разделение будет следующим:
-
Спортивные. Предназначены для занятий мотоспортом и участия в соревнованиях. Отличаются минимальным весом, максимальной аэродинамикой и отсутствием каких бы то ни было опций, не связанных с тренировками. Все модели из спортивного сегмента оснащаются застежкой типа «D-Ring». Она считается самой надежной и является единственной допустимой для соревнований и выезда на гоночный трек.
-
Спортивно-туристические. К этой категории относится мотошлемы, которые предназначены для города и путешествий. Они имеют отличную аэродинамику и делают езду на высоких скоростях достаточно комфортной. От полностью спортивных собратьев отличаются хорошей шумоизоляцией, а также наличием дополнительных опций для еще большего удобства — например, затемненного визора или предустановкой для аудиогарнитуры.
-
Городские. Бюджетный вариант моделей из предыдущей категории: дополнительные опции здесь уже практически не встречаются, показатели шумности и аэродинамики находится на среднем уровне — однако и цена таких мотошлемов не в пример демократичнее. Для долгих путешествий они не подойдут, а вот для городских поездок более чем оптимальны.
-
Внедорожные/Кроссовые. Как следует из названия, такие шлемы предназначены для езды по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Отличаются увеличенной подбородочной частью, козырьком и отсутствием визора. За счет такой компоновки они лучше всего гасят удар падения, а также защищают от летящих из-под колес камней или веток деревьев.
-
Двойного назначения. Промежуточное звено между внедорожными и спортивно-туристическими мотошлемами: имеют увеличенную подбородочную часть и козырек, но при этом комплектуются визором и другими опциями, повышающими комфорт райдера. Предназначены для путешествий с эпизодическими выездами на бездорожье.
Пару слов о сертификации мотошлемов
Помимо информации о назначении шлема и материалов, использованных для изготовления модели, производители нередко делают пометку о соответствии продукции тому или иному стандарту безопасности. Это означает, что шлем успешно прошел различные испытания в условиях, имитирующих падения и столкновения.
На данный момент самыми распространенными являются следующие системы тестирования:
-
S.H.A.R.P. Одна из самых известных независимых компаний, занимающихся тестированием мотошлемов. Используют пятизвездочную систему оценки. В отличие от многих других систем, в S.H.A.R.P. испытывают не столько прочность самого шлема, сколько снижение силы удара на голову райдера. Несмотря на известность и распространенность, данные сертификаты часто подвергаются критике из-за нереалистичности моделируемых ударов. Кроме того, в S.H.A.R.P. тестируют только те мотошлемы, что уже получили сертификаты других стандартов — поэтому они практически не предоставляют новой информации об уровне защиты.
-
DOT. Американский стандарт Департамента транспорта NHTSA, который является одной из первых систем тестирования в мире. Предполагает различные испытания на ударопрочность, которые проводит непосредственно сам производитель шлемов. На фоне других систем вызывает изрядную долю скепсиса по двум причинам. Во-первых, тесты предполагают только два вида падений и замер плотности посадки — чего, согласитесь, маловато. Во-вторых, во время проверок независимых организаций несколько раз выяснялось, что мотошлемы, имеющие шильдик DOT, на самом деле тесты не проходили. Так что брать шлем с данной омологацией есть смысл только в том случае, если он параллельно проходил другие испытания.
-
Snell. Мемориальный фонд, организованный после ряда серьезных аварий на соревнованиях. Его основная цель — выявление наиболее безопасных гоночных моделей. Для этого шлемы не только бьют об различные предметы и бросают их с разной высоты, но и проводят более жесткие испытания: например, стреляют в визор из дробовика и пытаются прожечь скорлупу газовой горелкой. Snell тестирует только топовые спортивные модели, однако если вы решите купить мотошлем с их омологацией, то получите максимальную защиту из всех возможных.
-
FIM. Несколько лет назад Международная мотоциклетная ассоциация решила организовать собственную систему оценки безопасности шлемов, с падениями, высокими скоростями и сложными расчетами. Пока что какого-то глобального статуса такие тесты не получили, однако уже сейчас примечательны тем, что испытываются не только конкретные модели шлемов, но и каждый отдельно взятый размер скорлупы.
В России обязательным сертификатом признан ECE 22.06. Шлемы из более старых партий, прошедшие тесты по регламенту ECE 22.05, также считаются сертифицированными.
Ищем идеальный шлем
Чтобы купить шлем, недостаточно просто определиться с моделью: очень важно подобрать правильный размер. Если нет возможности приехать в магазин и примерить шлем лично, размер можно определить с помощью обычного швейного сантиметра. Для этого измерьте окружность головы по самой широкой части черепа: мысленно проведите линию, проходящую над ушами по бровям и затылку, и измерьте ее длину гибкой лентой. Полученное значение необходимо соотнести с таблицей размеров мотошлемов.
Важно: при замере окружности голову необходимо держать ровно, чтобы линия измерения находилась параллельно полу — иначе полученное значение может оказаться неточным. Также важно учитывать, что размерная сетка мотошлемов может меняться от производителя к производителю, поэтому одно и то же значение может соответствовать как размеру М, так и размеру XL.
Дополнительная информация, которая поможет правильно выбрать мотошлем и не прогадать
-
Убедитесь, что шлем не люфтит не болтается: в противном случае он не будет надежно зафиксирован на голове и не сможет обеспечить полноценную защиту. Кроме того, неплотная посадка чревата тем, что на скорости шлем будет попросту парусить и болтать из стороны в сторону;
-
По возможности обязательно примерьте шлем и походите в нем минимум 10-15 минут. Как уже сказано выше, размерная сетка (а вместе с ней и форма скорлупы) у разных производителей отличается. Поэтому нужно быть заранее готовым к тому, что даже при совпадении обхвата головы с размером шлема он может просто не подойти по посадке. Это абсолютно нормально — и именно по этой причине рекомендуем ориентироваться не на одну модель, а на несколько схожих вариантов от разных производителей.
- Внимательно проанализируйте свои ощущения от примерки. Правильно подобранных шлем не должен давить и вызывать дискомфорт: подкладка шлема, несмотря на свою мягкость, не разнашиваются. Поэтому если чувствуется неприятное давление, то оно впоследствии никуда не денется и может стать причиной сильной головной боли. Единственным допустимым является давление в области щек — однако и оно не должно вызывать болезненных ощущений.